Как открыть франшизу: советы для начинающих


Сегодня часто можно услышать от компаний и брендов: продаем франшизу — становитесь нашими партнерами из любого уголка страны. Как работает франшиза, что нужно для ее открытия и почему сейчас франшиза стала настолько популярным явлением?

Допустим, у вас есть денежные средства, немного знаний и сильное желание стать бизнесменом, но из-за недостатка опыта вы боитесь «прогореть» и потерять все накопленное. С чего начинать? Придумать бизнес-план или маркетинговую стратегию? Как правило, из-за таких сомнений многие не решаются открыть свое дело. Обезопасить свой бизнес в 2020 году стало проще — достаточно найти хорошую франшизу и стать франчайзи уже раскрученного бренда.

Благодаря франшизе даже начинающий предприниматель сможет открыть свое дело, не заботясь о раскрутке бренда, рисках и подводных камнях, так как уже все давно изучено, выверено и отточено настоящими гуру бизнеса. Более того, бренд уже так или иначе известен среди потребителей.

маркетинговая стратегия бизнеса

Основные плюсы франшизы:

Новичкам, только пришедшим в бизнес, для того, чтобы не потерять деньги и не прогореть сразу же после запуска, просто необходим наставник с богатым опытом. У него есть готовая бизнес-модель, он расскажет про систему ее работы, убережет от возможных проблем и окажет поддержку. Продавец франшизы имеет такие навыки, поэтому ему можно довериться.

Что касается «акул бизнеса» - для них также есть преимущества в покупке франшизы. Рассматривать франчайзинг можно, если есть потребность в расширении или мечты о международном рынке. Франшиза может стать отличным шансом для роста.

Для того, чтобы открыть франшизу с нуля, необходимо узнать больше о том, что такое франшиза и франчайзинг, кто такие франчайзор и франчайзи, а также какие бывают франшизы.

Основные понятия

Существует два понятия: франшиза и франчайзинг. Несмотря на то, термины очень похожи при написании и произношении, следует знать, что между ними есть несколько существенных отличий.

Что такое франчайзинг? Начнем с того, что франчайзингом называют длительное сотрудничество между лицами, которые являются независимыми друг от друга в финансовом и юридическом плане. Франчайзор — или продавец франшизы — дает франчайзи — покупателю — право на использование товарного знака, методов ведения уже готового бизнеса и при этом выдает определенные обязательства и правила управления бизнесом. Если говорить простым языком, то покупатель после сделки получает уже готовую и изученную бизнес-стратегию, а затем просто отдает часть своей выручки продавцу.

Что такое франшиза?

Франшизой называют возможность ведения бизнеса под уже существующим брендом, который был ранее раскручен и имеет «вес» среди потребителей. Франчайзи платит за покупку франшизы, а затем производит постоянные отчисления либо в виде процента от прибыли, либо в виде заранее оговоренной суммы.

Франшиза состоит из многих составляющих - товарного знака, устоявшихся методов и стратегий ведения бизнеса и поддержки со стороны франчайзора в момент запуска и функционирования. Бизнес, построенный на франшизе выгоден как продавцу, так и покупателю. Продавец получает свои проценты и отчисления, а покупатель — полностью налаженный, готовый бизнес под известным брендом.

 

Стороны франчайзинга?

1. Франчайзор — продавец франшизы, который уже имеет собственный бизнес с отлаженными системами. Перед тем, как продать концепцию бизнеса, он уже протестировал систему, вложил денежные средства, чтобы повысить узнаваемость бренда и создал определенную репутацию. Оптимально, когда франчайзор должен продавать франшизу только после того, как уже доказал эффективность и устойчивость своего бизнеса.

2. Франчайзи — это покупатель франшизы. В основном, в качестве франчайзи выступают начинающие предприниматели или уже действующие бизнесмены, которые хотят попробовать в иной нише. Франчайзи приобретает права на ведение деятельности в качестве представителя компании, использование товарного знака и установок по ведению бизнеса.

Создать свой бизнес и наладить все процессы сложно. Бизнесмены вкладывают много сил и денежных средств, перед тем, как предложить свою франшизу другим. У новичков логично возникает вопрос — сколько стоит открыть франшизу? Если бизнесмен потратил много на создание бизнеса, нужно ли после покупки франшизы лишиться такого же количества сил и средств на налаживание всех процессов? На самом деле, единого правила в этом случае нет, но есть основные моменты, которые нужно учитывать при покупке франшизы.

Покупка франшизы

 

Стоимость франшизы и дальнейшие взносы

Система франчайзинга предполагает различные по выплаты, среди которых: паушальный взнос, роялти, маркетинговые платежи для проведения общесетевых мероприятий и иные взносы. Предприниматели выбирают для себя наиболее удобные варианты, кто-то обходится только роялти, а кто-то предпочитает одному платежу все вышеперечисленные.

Какие есть различия между самыми распространенными выплатами?

- паушальный взнос — это самая первая выплата, которую франчайзи вносит лишь единожды для приобретения прав на товарный знак, технологий управления бизнесом и бизнес-стратегий. Проще говоря — это взнос за возможность стать частью бренда. Оплата производится при подписании документов на покупку франшизы.

- роялти  — постоянные отчисления, которые зачастую платят либо раз в месяц, либо раз в квартал. Данные денежные средства франчайзи отдает за постоянное использование торговой марки и за периодическую поддержку от управляющей компании. Есть два способа расчета роялти: процент от оборота, либо фиксированная норма, которая заранее устанавливается при подписании договора франчайзинга.

Инвестиции при покупке франшизы могут начинаться от 50 тысяч рублей и доходить до нескольких миллионов — все зависит от того, к какой категории относится бизнес, насколько раскручен бренд и сколько вложений необходимо для закупки товара и оборудования.

Существует еще целый ряд моментов, которые необходимо учитывать при выборе франшизы. Так следует обратить внимание на вид сотрудничества, который предлагает франчайзор. Наиболее распространены такие виды: сотрудничество со стандартной франшизой, свободной, с замещением или франшизой, представляющей собой полностью готовое предприятие. Следует более подробно остановиться на каждом из них.

Виды сотрудничества

1. Начинающие бизнесмены, не имеющие большого опыта, могут смело рассматривать стандартную франшизу. Такой тип отношений означает, что франчайзор будет максимально оказывать поддержку франчайзи на каждом этапе. Опытный наставник расскажет все нюансы, предостережет от нелепых ошибок и обезопасит от провала. Единственное условие — новичок должен полностью подчиняться и придерживаться стандартов компании.

2. Сотрудничество по свободной франшизе подойдет бизнесменам, которые понимают процессы ведения бизнеса и соглашаются на франчайзинг для того, чтобы развиваться в новом направлении. В данном случае правила работы франчайзи строго не регламентированы, и он может собственноручно распоряжаться новым бизнесом.

3. Бизнесменам, приобретающим франшизу в той же нише, где у них уже есть определенная наработанная база, идеально подойдет франшиза с замещением. Этот вид сотрудничества действует по схеме: франчайзор дает лишь свои технологии работы, франчайзи же выбирает поставщиков и оборудование.

4. Еще один тип, удобный для бизнесмена на начальном этапе, - полностью готовое предприятие. Данный тип франчайзинговых отношений поможет быстро и много зарабатывать. Но не все так просто! В отличие от стандартной франшизы, здесь новичку предстоит крупно вложиться. Из-за того, что франчайзи получает бизнес со всей документацией и налаженными процессами, франчайзор, который будет сам создавать новое представительство, потребует всю сумму, затраченную на открытие, назад.

Поэтому прежде чем подписывать документы на покупку франшизы обязательно уточните — какой вид сотрудничества будет между сторонами франчайзинга. Иначе есть риск попасть в неприятную ситуацию.

Теперь, когда вы больше узнали об основных понятиях франчайзинга, возникает вопрос: С чего начать?

Во-первых, помимо того, что бизнес должен вас радовать, он должен приносить деньги. Поэтому следует хорошо задуматься о нише, где в дальнейшем вы будете развивать свою предпринимательскую деятельность.

Совет: отдавайте предпочтение тому, что наиболее близко и понятно вам. Если вы страстно увлечены футболом и понимаете процессы, происходящие в этой сфере, то не нужно «лезть» в IT-технологии при наличии только самых минимальных знаний. Лучше сконцентрируйтесь на спорте и откройте, например, школу для юных футбольных дарований, купив франшизу у одной из имеющихся компаний.

Во-вторых, начинающему бизнесмену лучше не ориентироваться на актуальные тенденции настоящего — бывает такое, что модные, новые продукты так же быстро уходят с рынка, как быстро они взлетели. Есть множество кейсов, когда вещь теряет свою популярность уже спустя сезон и больше не возвращается на рынок в таком количестве.

В-третьих, ориентируйтесь на многолетний опыт франчайзинга. В основном лидерами рынка становятся предприятия общественного питания, розничная торговля и различные фирмы оказания услуг: центры образования, фитнес-центры. Статистику по франчайзингу можно посмотреть на схеме.

соотношение франшиз по отраслям

Популярные франшизы

На схеме видно, что основной сегмент в сфере франчайзинга — это предоставление услуг населению. Лидерами являются — рестораны, кафе, предприятия быстрого питания. Сейчас актуальны, например, небольшие кофейни с функцией «кофе на вынос». Такая франшиза с большой долей вероятности даст возможность быстро развить бизнес.

На следующей ступени в списке рейтинговости можно отметить розничную торговлю — здесь франчайзоры предлагают воспользоваться их технологиями, базой поставщиков, хитростями для успешной продажи продукции. Известные кейсы в России, которые у каждого на слуху - «Дикси», «Спортмастер», «Пятерочка».

Еще один популярный тип франшизы на данный момент — производство какого-либо продукта. Будь то изготовление булочек или разведение коров — здесь важно продумать, нужен ли товар именно для вашего региона? Если вы соберетесь производить творог из собственного молока - есть ли рядом удобные точки сбыта продукции, займет ли поставка до точки много сил и времени. А, может, открыть точку с продажей свежего кофе и десертов в ближайшем бизнес-центре? Решать вам. Главное, чтобы это было взвешенное и обдуманное действие.

Популярны сейчас и частные детские сады, небольшие школы и образовательные центры — на сегодняшний день эти сегменты активно продают франшизу.

 

Основные термины франчайзинга уже известны, популярные франшизы обозначены. Остался самый главный вопрос: Как открыть франшизу?

Основным и важным шагом при оформлении франшизы является подписание документации. Неопытные покупатели могут сделать много ошибок при составлении договора. Поэтому главное, на что стоит обратить свое внимание — проработка договора.

Помните, что после подписания договора на покупку франшизы вы официально — представитель бренда. Франчайзор будет со всей строгостью следит за качеством работы, контролировать соблюдение договоренностей и иногда даже штрафовать при нарушениях. Эти моменты неизбежны, поэтому на этом тоже стоит сделать акцент и внимательно прочитать условия, предлагаемые владельцем бренда.

Совет: контролируйте расходы!

В договоре франчайзинга необходимо четко прописать все выплаты, иначе есть риск нарваться на большие непредвиденные расходы. Пропишите в договоре паушальный взнос, как будут высчитываться роялти, есть ли взносы? А может быть, нужно платно обучить персонал? Все денежные вопросы лучше решать не берегу, чтобы потом не выплачивать n-суммы своему франчайзору.

Штрафы и выплаты. Не забывайте, что франчайзор будет достаточно жестко контролировать ваши действия в рамках договора и в случае нарушений применять санкции. Скорее всего, это будут какие-то денежные выплаты, которые компания заранее установит. Перед покупкой франшизы данный момент тоже стоит подробно изучить. Возможно, штрафы будут настолько огромными, что сотрудничать по такому франчайзингу будет абсолютно невыгодно.

подписание договора

 

Какие есть юридические нюансы?

Согласно законодательству Российской Федерации, стороны могут заключить либо лицензионный договор, либо договор коммерческой концессии. Между ними есть различия, о которых мы поговорим дальше.

1. Договор коммерческой концессии  — в этом случае продавец передает исключительное право (в том числе право на товарный знак). Это очень важный момент. Разрешение на использование должно быть обязательно зарегистрировано в Роспатенте. Также франчайзор передает права на пользование базами данных, изобретениями и технологиями.

2. Лицензионный договор — он применяется в случае, если франчайзор не передает право на товарный знак, но разрешает франчайзи пользоваться любыми другими объектами собственности: например, брать в работу уже готовые методики, печатать логотип на продукции.

Основное различие вот в чем: работа с первым видом договора подразумевает постоянный контроль над франчайзи и плотное взаимодействие сторон. А вот второй — отношения с возможностью использования только некоторых методов работы франчайзора.

Еще несколькими факторами, на которые непременно следует обратить внимание, являются срок действия договора и территориальная принадлежность. Эти моменты распишите очень подробно, чтобы избежать сложностей в будущем. Уточните, что в вашем регионе права на франшизу принадлежат только вам — если это не будет прописано в договоре, есть шанс, что франчайзор просто продаст вашу франшизу кому-то еще в том же самом районе.

Любые обязанности франчайзора и франчайзи должны быть прописаны: кто будет обучать сотрудников, каким образом формируется ценообразование, кто поставщик? Все это должно быть оговорено и предельно понятно для каждой из сторон.

Частые ошибки франчайзи

1. Возлагать много надежд на франчайзора.

Начинающие бизнесмены могут не знать всех подводных камней бизнеса и поэтому они надеются, что придет франчайзор и расскажет все что угодно. Это совсем не так. Бывают примеры, когда франчайзор не предоставляет необходимых сведений из-за отсутствия договоренностей. У франчайзора нет волшебной палочки, по взмаху которой ваш бизнес резко пойдет в гору, и вы станете сразу зарабатывать крупные суммы.

2. Покупка «левых» франшиз.

«Доверяй, но проверяй», - эту фразу необходимо постоянно прокручивать у себя в голове при поиске франшизы для покупки. К сожалению, тенденция такова, что некоторые компании специально завышают данные о компании. Это делается для того, чтобы завысить стоимость франшизы. В итоге конец может быть печальным — бизнес по такой франшизе не принесет доход и просто прогорит.

Покупаем выгодно — какая франшиза с наибольшей вероятностью принесет доход?

Покупать франшизу лучше тогда, когда франчайзор:

  • крупная сеть, которая успешно себя зарекомендовала на рынке;
  • организация - «старожил», в противном случае можно связать себя с компанией, которая продает франшизы, чтобы уменьшить свои расходы;
  • предлагает бизнес-план и апеллирует официальными данными и реальными цифрами.

Используя все вышеперечисленные советы начинающий предприниматель с большой вероятностью сможет подобрать для себя наиболее оптимальный вариант франшизы и реализовать весь свой потенциал.